Исследования и материалы о высшем онлайн-образовании. Январь — март 2025

Исследования
Портрет студента онлайн-образования в 2024 году: моложе, с запросом гибкость и профессиональное развитие
Нетология проанализировала, как изменился портрет студентов онлайн-высшего образования. Результаты опроса первокурсников 2024/25 года сопоставили с исследованиями предыдущих лет. В опросе приняли участие 708 студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся на 14 онлайн-программах Нетологии с МФТИ, ИТМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, УрФУ, РГГУ, ТюмГУ и Финансовым университетом.

Аудитория онлайн-бакалавриата в 2024/25 стала моложе. Доля студентов в возрасте 17–18 лет увеличилась до 32% по сравнению с 12% в предыдущем году. Большинство студентов (52%) поступили после окончания школы, 36% — после колледжа, и 12% уже имели высшее образование. Гендерное соотношение осталось стабильным: 69% мужчин и 31% женщин. География программ по-прежнему охватывает разные регионы России: 36% студентов проживают в Москве и Московской области, 12% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 48% — в других городах. Многие студенты совмещают учёбу с работой: 42% работают по найму, 14% — на фрилансе, 3% занимаются предпринимательством, и 13% пока находятся в поиске. Главными мотивами для обучения являются желание освоить новую профессию (47%) и углубить уже имеющиеся знания (20%).

Онлайн-магистратура всё чаще становится инструментом профессионального развития. В 2024/25 году почти половина студентов (49%) пришла получать образование ради развития в своей профессиональной области. Доля тех, кто поступил в магистратуру, чтобы перейти в новую сферу, снизилась с 45% до 29%. Большинство магистрантов (80%) совмещают учёбу с работой. Причём 60% имеют опыт работы: 38% студентов — это специалисты уровня junior, 18% — middle и 4% — senior. Формат обучения стал наиболее важным фактором при выборе программы — 39% респондентов отметили его как приоритетный критерий. Также абитуриентам важен престиж учебного заведения (32%) и содержание программы (29%). 
В отличие от бакалавриатов основная аудитория магистратур (45%) — жители Москвы и Московской области. Ещё 15% подключаются к занятиям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 34% из других регионов и 3% из-за рубежа. Возрастное распределение в целом сохраняется: большинство студентов (57%) — люди от 20 до 25 лет. 27% обучающихся — 26‒35 лет, 16% — старше 36 лет. А вот гендерное соотношение изменилось: если ранее на программах училось 45% женщин, то сейчас они составляют 29%.
Анализ рынка учитывает прогнозируемую годовую выручку с набора и проводится по очным программам высшего образования в онлайн-формате, реализуемым российскими вузами.
Женский путь в высшем образовании: 71% студенток совмещает онлайн-учёбу с работой
В онлайн-кампусе НИУ ВШЭ выяснили, как учатся студентки онлайн-программ. В исследовании приняли участие обучающиеся первого курса бакалавриата и магистратуры.

Первокурсницы бакалавриата составляют 68% от общего числа обучающихся на этой ступени. Наиболее популярны среди них программы в области дизайна и глобальных цифровых коммуникаций. Средний возраст студенток — 20 лет. Более половины приступили к учёбе не сразу после окончания школы: 19% сделали перерыв в один год, 22% — от двух до пяти лет, и 17% — более пяти лет. Треть студенток (32%) совмещают учёбу с работой, преимущественно в сферах культуры, искусства, дизайна и обслуживания. Более половины из них (53%) занимают должности младших специалистов.​

В магистратуре женщины составляют 46% студентов, и 82% из них совмещают учёбу с работой. Средний возраст магистранток — 29 лет, при этом самой старшей исполнилось 55 лет. Популярные направления обучения включают психологию, психоанализ и дизайн. Большинство магистранток имеют опыт работы: 45% — от двух до пяти лет, а 32% — более пяти лет. Значительная часть (41%) делала перерыв в учёбе более пяти лет после окончания бакалавриата. Для 28% магистратура стала способом радикальной смены профессии, в то время как 72% продолжают развиваться в своей профессиональной области.
Полезные материалы
Цифровизация образования: как новые технологии меняют учебный процесс
Какие образовательные продукты и инструменты сегодня необходимы вузам, как повысить эффективность и качество обучения? Последние тенденции цифрового образования разобрали на онлайн-митапе Нетологии и университетов. Эксперты из РАНХиГС, КФУ, МИЭТ и УрФУ поделились своим опытом внедрения онлайн-формата на разных уровнях — разобрали кейсы от интеграции отдельных дисциплин до полностью дистанционных программ. Запись встречи можно посмотреть на странице мероприятия.

Образовательные планы россиян на 2025 год
Почти половина россиян планирует изменить свою жизнь в 2025 году, и большинство собирается сделать это за счет обучения. Самыми перспективными направлениями респонденты считают искусственный интеллект, информационные технологии и цифровую урбанистику. Результатами опроса 1,2 тысяч жителей городов-миллионников поделился онлайн-кампус НИУ ВШЭ в Forbes Education.

Подкаст о высшем онлайн-образовании
Что такое онлан-высшее и кому оно подходит, сколько стоит образование в IT, чего ожидать при выборе онлайн-программы и как нетворкинг помогает ускорить карьеру? В четвёртом специальном сезоне подкаста «Мама, я в IT» эксперты и студенты Нетологии отвечают на самые актуальные вопросы об учёбе в онлайне и разбирают высшее образование с точки зрения разных аспектов.

ИИ в образовании: как можно использовать технологии
ИИ, чат-боты и метавселенные активно применяются в образовательной сфере и могут стать важными конкурентными преимуществами для технологичных компаний, которые не боятся экспериментировать с новыми инструментами. Онлайн-кампус НИУ ВШЭ поделился в «Бизнес-секретах» опытом применения технологий в маркетинговых целях.

Новые тренды на рынке труда
Трансформация рынков из-за активного внедрения новых технологий в бизнес-процессы меняет как профессии, так и требования к специалистам. Какие тренды заметны на рынке труда, и на каких специалистов и навыки наблюдается спрос, поделилась директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.