Нетология
проанализировала, как изменился портрет студентов онлайн-высшего образования. Результаты опроса первокурсников 2024/25 года сопоставили с исследованиями предыдущих лет. В опросе приняли участие 708 студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся на 14 онлайн-программах Нетологии с МФТИ, ИТМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, УрФУ, РГГУ, ТюмГУ и Финансовым университетом.
Аудитория онлайн-бакалавриата в 2024/25 стала моложе. Доля студентов в возрасте 17–18 лет увеличилась до 32% по сравнению с 12% в предыдущем году. Большинство студентов (52%) поступили после окончания школы, 36% — после колледжа, и 12% уже имели высшее образование. Гендерное соотношение осталось стабильным: 69% мужчин и 31% женщин. География программ по-прежнему охватывает разные регионы России: 36% студентов проживают в Москве и Московской области, 12% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 48% — в других городах. Многие студенты совмещают учёбу с работой: 42% работают по найму, 14% — на фрилансе, 3% занимаются предпринимательством, и 13% пока находятся в поиске. Главными мотивами для обучения являются желание освоить новую профессию (47%) и углубить уже имеющиеся знания (20%).
Онлайн-магистратура всё чаще становится инструментом профессионального развития. В 2024/25 году почти половина студентов (49%) пришла получать образование ради развития в своей профессиональной области. Доля тех, кто поступил в магистратуру, чтобы перейти в новую сферу, снизилась с 45% до 29%. Большинство магистрантов (80%) совмещают учёбу с работой. Причём 60% имеют опыт работы: 38% студентов — это специалисты уровня junior, 18% — middle и 4% — senior. Формат обучения стал наиболее важным фактором при выборе программы — 39% респондентов отметили его как приоритетный критерий. Также абитуриентам важен престиж учебного заведения (32%) и содержание программы (29%).
В отличие от бакалавриатов основная аудитория магистратур (45%) — жители Москвы и Московской области. Ещё 15% подключаются к занятиям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 34% из других регионов и 3% из-за рубежа. Возрастное распределение в целом сохраняется: большинство студентов (57%) — люди от 20 до 25 лет. 27% обучающихся — 26‒35 лет, 16% — старше 36 лет. А вот гендерное соотношение изменилось: если ранее на программах училось 45% женщин, то сейчас они составляют 29%.