Рынок онлайн-высшего образования в 2024 году вырос на 36%

В 2024 году выручка с нового набора онлайн-программ высшего образования составила почти 2 млрд рублей. Такие данные получили при подсчёте итогов набора студентов на онлайн-программы участников Содружества онлайн-высшего образования (СОВО), в которое входят ключевые игроки этого рынка: образовательные платформы Нетология, Skillbox, Skillfactory, Яндекс Практикум и вузы НИУ ВШЭ, ИТМО, МФТИ, РАНХиГС, УрФУ и Финансовый университет. Анализ проведён на основе данных по количеству студентов и стоимости года обучения, предоставленных участниками Содружества и из открытых источников.

Общая выручка российского рынка онлайн-высшего образования, по оценкам аналитиков платформ, в 2024 году достигает 4,5 млрд рублей. Это на 36% выше, чем в предыдущем году.* С 2021 года этот рынок вырос почти в 6,5 раз. Три года назад, когда онлайн-программы только начали активно запускаться, суммарная выручка составила 717 млн рублей.
Анализ рынка учитывает прогнозируемую годовую выручку с набора и проводится по очным программам высшего образования в онлайн-формате, реализуемым российскими вузами.
В 2024/2025 академическом году доля программ Содружества составляет 78% от общего количества очных онлайн-программ на рынке. Участники СОВО запустили 69 программ. Это на 39% больше, чем в предыдущем году. Более половины программ составляют совместные программы вузов с EdTech-платформами.

На рынке онлайн-высшего преобладают магистратуры. В этом году их доля увеличилась: они составляют 78% от всех открытых программ. Доля бакалавриатов сократилась с 18% до 12%. При этом часть провайдеров активнее развивают линейку программ первого уровня образования. Так, Нетология в 2024 году открыла два новых бакалавриата совместно с РГГУ и НИУ ВШЭ, ещё одну программу Высшая школа экономики запустила самостоятельно.
Наталья Медведева
Руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии
Сегмент онлайн-высшего образования продолжает расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в первые годы. Если в 2022 и 2023 мы активно масштабировали линейку программ — увеличили их количество с 2 до 10 — и выходили в новый для нас формат бакалавриата, то сегодня мы уже планомерно развиваем это направление, и можем говорить об онлайн-высшем как об уже сформировавшемся рынке. При этом мы замечаем, что аудитория не только расширяется, но и меняется её ядро. Учиться приходят более молодые студенты и доходят те, кто интересовался программами несколько лет назад, но не решался на поступление. Это свидетельствует о росте доверия к онлайн-высшему и ценности такого формата для аудитории. Поэтому мы продолжаем все вместе развивать этот рынок, адаптируемся под новые запросы студентов и стремимся задавать высокие стандарты в сфере.
В 2024/2025 академическом году доля программ Содружества составляет 78% от общего количества очных онлайн-программ на рынке. Участники СОВО запустили 69 программ. Это на 39% больше, чем в предыдущем году. Более половины программ составляют совместные программы вузов с EdTech-платформами.

На рынке онлайн-высшего преобладают магистратуры. В этом году их доля увеличилась: они составляют 78% от всех открытых программ. Доля бакалавриатов сократилась с 18% до 12%. При этом часть провайдеров активнее развивают линейку программ первого уровня образования. Так, Нетология в 2024 году открыла два новых бакалавриата совместно с РГГУ и НИУ ВШЭ, ещё одну программу Высшая школа экономики запустила самостоятельно.
В 2024/2025 академическом году доля программ Содружества составляет 78% от общего количества очных онлайн-программ на рынке. Участники СОВО запустили 69 программ. Это на 39% больше, чем в предыдущем году. Более половины программ составляют совместные программы вузов с EdTech-платформами.

На рынке онлайн-высшего преобладают магистратуры. В этом году их доля увеличилась: они составляют 78% от всех открытых программ. Доля бакалавриатов сократилась с 18% до 12%. При этом часть провайдеров активнее развивают линейку программ первого уровня образования. Так, Нетология в 2024 году открыла два новых бакалавриата совместно с РГГУ и НИУ ВШЭ, ещё одну программу Высшая школа экономики запустила самостоятельно.
Статистика набора студентов 2024/2025
Количество первокурсников в новом наборе увеличилось на 48%. В 2024/2025 году на онлайн-программы поступило 5252 абитуриента, из них 2813 студентов обучаются в НИУ ВШЭ. Большинство студентов — магистранты. Их доля составляет 90% от общего числа поступивших. Доля будущих бакалавров в новом году сократилась с 15% до 10%. При этом количество студентов первого уровня образования год к году выросло на 16%. А количество поступивших на магистратуры увеличилось на 53% по сравнению с предыдущим годом.
Алексей Дворецкий
Программный директор направления «Высшего образования» школы IT-профессий Skillfactory (входит в холдинг Skillbox)
Аудитория онлайн-программ молодеет. Когда мы запускали первые программы, основную возрастную когорту составляли студенты старше 30 лет. В этом году большинство из них — люди в возрасте до 25 лет. Такая аудитория чаще всего выбирает обучение по направлению наук о данных. Большинство студентов — мужчины (69,3%), 30,7% — женщины. Единственная программа, на которой женская аудитория больше, чем мужская, — это магистратура по прикладному анализу данных в медицинской сфере.
Число студентов на одном потоке в этом году достигло рекордных значений. Лидерами по этому показателю стали магистерские программы по искусственному интеллекту: в НИУ ВШЭ на магистратуру по этому направлению зачислили 304 первокурсника, в ИТМО — 260 студентов, причём 209 из них получили бюджетные места. Самый большой набор в бакалавриат — на программе по дизайну в НИУ ВШЭ. В этом году на неё поступило 236 студентов, с 2021 года это самый высокий показатель за все наборы программы. При этом среднее количество студентов, обучающихся на одной онлайн-программе, значительно ниже: медианное значение составляет 54 студента в одном наборе.

Онлайн-формат позволяет обучать большее количество студентов, чем в традиционном офлайн-формате. Игроки рынка отмечают, что такие программы не уступают по качеству: синхронный формат, при котором взаимодействие преподавателя и студентов происходит в реальном времени, и возможности сбора подробной аналитики на платформе делают образовательный процесс более эффективным и персонализированным.
Василий Борисов
Руководитель образовательных онлайн-программ в Уральском федеральном университете
Мы иногда сталкиваемся с предубеждениями студентов по отношению к онлайн-формату обучения и стараемся объяснить, чем отличается обучение на программе высшего образования от покупки онлайн-курса. В результате такой синхронизации смыслов многие студенты понимают серьёзность образовательного процесса и меняют своё отношение к нему, что в конечном итоге позволяет им быстрее адаптироваться к обучению на сложных курсах наших онлайн-магистратур и добиться более высоких результатов. При этом мы видим, что студенты коммерческих онлайн-программ часто оказываются более мотивированными, чем офлайн-студенты. Они более внимательны, инициативны и заинтересованы в собственном результате, и сейчас эта тенденция, кажется, только усиливается.
Стоимость обучения на онлайн-программах в среднем составляет 400 тыс рублей в год. Она варьируется от 235 тысяч до 660 тысяч рублей в год. При этом заметных различий стоимости программ в зависимости от их уровня не наблюдается. Преимущественно обучение на онлайн-программах платное, но бюджетные места ежегодно выделяют в ИТМО: в этом году набор на обучение за счёт государственного финансирования проходил на программах по кибербезопасности, программному обеспечению высоконагруженных систем, инженерии приводных систем, прикладной оптике и математическим технологиям системного анализа. Также бюджетные места в этом году предоставили в НИУ ВШЭ для поступающих в магистратуру по прикладной социальной психологии. Всего в 2024 году был открыто 318 бюджетных мест.
Популярные направления
Наиболее популярным в 2024 году стало онлайн-образование в сфере искусственного интеллекта, а также Data Science и аналитики данных — по 16% первокурсников осваивают специальности в этих направлениях. Также в топ вошли:

  • разработка — 11%;
  • управление цифровыми продуктами — 10%;
  • информационная безопасность — 6%.

В целом в онлайн-высшем преобладают образовательные программы технической и управленческой направленности. Как и в прошлом году, наибольшее количество студентов получают образование по прикладной математике и информатике, экономике и управлению, информационной безопасности, информатике и вычислительной технике. Но по сравнению с предыдущим годом распределение направлений немного изменилось: доля студентов, выбравших образовательные программы по прикладной математике и информатике выросла с 6 до 20%, по информационной безопасности — с 5% до 11%, а по информатике и вычислительной технике снизилась с 23% до 16%. Как и доля студентов по экономике и управлению — она уменьшилась с 25% до 17%.
Татьяна Витальевна Братарчук
Директор Института открытого образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
В контексте спроса на онлайн-образование принято говорить о том, как меняется восприятие онлайн-программ студентами, но важно подчеркнуть, что предложение высшего образования на EdTech-рынке рождается из готовности вузов к инновациям. Так, в последние годы мы видим, как трансформируется отношение к онлайн-высшему образованию внутри университетов. Онлайн-образование становится не просто альтернативой традиционному обучению, оно выступает новой образовательной моделью, которая позволяет обеспечить доступность, высокое качество и индивидуализацию учебной траектории. И эта модель завоёвывает всё большее доверие не только среди студентов, для которых цифровые технологии это обыденность, но и среди преподавателей и сотрудников вузов, чья заинтересованность в онлайн-формате становится его движущей силой.
Данные предыдущего года вы можете посмотреть в архиве номеров Дайджеста высшего онлайн-образования