Количество онлайн-программ высшего образования в новой приёмной кампании выросло более чем на треть

Весной 2024 года в российских вузах был открыт набор уже на 77 онлайн-программ магистратуры, бакалавриата и базового высшего.В предыдущую приёмную кампанию абитуриенты могли поступить на 49 онлайн-программ, и количество первокурсников на них превысило 3,5 тысячи человек. В этом году ожидается, что оно ещё увеличится.

Из 77 онлайн-программ более половины университеты продолжают реализовывать совместно с образовательными платформами: игроки рынка расширяют сотрудничество и заключают новые партнёрства. Нетология в этом сезоне дополнила линейку совместных программ с НИУ ВШЭ, МФТИ и ТюмГУ, а также впервые запустила бакалавриат с РГГУ и магистратуру с Уральским федеральным университетом. В Skillfactory масштабировали сотрудничество с МФТИ, МИФИ, ТГУ, УрФУ и РАНХиГС, а также заключили партнёрские соглашения с РУДН, СПбПУ и Университетом Иннополис. Участники Содружества отмечают, что такое взаимодействие выгодно и вузам, и EdTech-компаниям.

Заметнее всего растёт категория магистратур — сейчас их доля составляет 87%. Обучение на онлайн-программах проходит полностью дистанционно, причём в очной форме. Такая возможность особенно привлекает взрослых людей: они могут совмещать учёбу с работой и сразу применять новые навыки с перспективой сменить специализацию или вырасти по карьерной лестнице.

Большинство онлайн-бакалавриатов открыты в Нетологии и НИУ ВШЭ. Появляются и первые программы базового высшего — аналог бакалавриата и специалитета в новой модели российского образования. В этом году такую программу запустили в ТГУ совместно со Skillbox.
Оксана Апрельская
Руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии
Сегодня образовательные тенденции смещаются в сторону сочетания теории с практикой и решения реальных профессиональных задач уже в стенах вуза. Основной акцент делается на потребности рынка труда, и Минобрнауки ищет современные варианты, чтобы обеспечить отрасли экономики готовыми кадрами. Можно предположить, что основным изменением станут официальные названия образовательных форматов и потенциальное увеличение практических часов.
Провайдеры готовы адаптироваться к новым изменениям. Совместные программы вузов и EdTech в принципе изначально ориентированы на практику и требования работодателей, поэтому с этой точки зрения они уже соответствуют возможным нововведениям.
В новую приёмную кампанию открылось больше онлайн-программ по управлению, Data Science и искусственному интеллекту
Среди новых программ заметен тренд на подготовку менеджеров, аналитиков, дата-сайентистов, специалистов по машинному обучению и искусственному интеллекту. При этом обучение разработчиков по прежнему в топе.

Наибольшее количество программ в текущем наборе открыто по направлениям:
  • прикладная математика и информатика;
  • экономика и управление;
  • менеджмент.

Заметен рост и специальностей гуманитарного профиля: по психологии,
дизайну, рекламе и связям с общественностью.
Чаще всего программы высшего онлайн-образования связаны с IT: на большинстве из них готовят технических специалистов и управленцев в диджитал-сфере. Ещё одна особенность таких программ в том, что многие их них предлагают обучение новым профессиям. Абитуриенты могут освоить смежные с разработкой специальности: IT-юриспруденцию, управление проектами и диджитал-продуктами, финансовую аналитику, продуктовый и коммуникационный дизайн. В НИУ ВШЭ считают: на современном рынке труда немало возможностей для работы в удалённом формате, поэтому учёба в онлайне по таким профессиям выглядит даже более естественно.

При этом представители вузов отмечают, что не все абитуриенты реально оценивают нагрузку. Многим кажется, что учёба на дистанционной программе проще, чем офлайн, — объясняет Product Lead онлайн-магистратур в МФТИ Светлана Зайцева. На самом деле, студентам в онлайне приходится так же серьёзно заниматься, выделяя на образование не менее 20−25 часов в неделю. Впрочем пугает такое открытие, конечно, не всех, а кого-то из поступающих даже, наоборот, дополнительно мотивирует.

Участники рынка замечают, что на программы, ведущие набор не впервые, спрос выше. Те, кто ранее только интересовался онлайн-обучением, сегодня дозревают в своём решении поступать благодаря сарафанному радио и отзывам от студентов.