Статистика выпускников онлайн-программ высшего образования 2024 года

Онлайн-сегмент высшего образования в России продолжает расти и выпускает на рынок всё больше специалистов. В 2024 году количество студентов, окончивших дистанционные очные программы, выросло почти в два раза по сравнению с предыдущим. Статистика подтверждает — онлайн-образование становится всё более востребованным и помогает готовить качественные кадры.

В 2024 году получили дипломы 1011 студентов онлайн-программ. По сравнению с предыдущим годом количество выпускников выросло на 82%. Студенты окончили обучение в 25 онлайн-магистратурах и 1 онлайн-бакалавриате*. Это на 52% больше, чем годом ранее.

Магистров уже не первый год выпускают на совместных программах вузов с образовательными платформами «Нетология», Skillbox и Skillfactory. Наибольшее число выпускников среди EdTech-компаний у Нетологии — в этом году их количество составило 309 человек.

А вот выпуск онлайн-бакалавров в этом году прошёл впервые. Дипломы получили студенты совместной программы «Анализ данных» РАНХиГС и Skillbox, поступившие в вуз в 2020 году.
По данным участников Содружества онлайн-высшего образования
Больше всего дипломированных специалистов выпустили по направлениям:
  • управление цифровыми продуктами;
  • инженерия машинного обучения;
  • науки о данных и прикладной анализ данных в медицинской сфере.
Рекордное число выпускников на одном потоке — 133 магистра. Это продакт-менеджеры, окончившие программу НИУ ВШЭ «Управление цифровым продуктом», реализованную в партнёрстве с Нетологией.
Выпускники онлайн-программ получили дипломы 9 российских университетов: НИУ ВШЭ, ИТМО, Финансового университета, МФТИ, РАНХиГС, ТГУ, РУДН, УрФУ, СПбПУ.

Больше всего окончивших обучение — на программах НИУ ВШЭ. Их число составило 544 студента.
Результаты обучения
Выпуск студентов в 2024 году значительно увеличился по сравнению с предыдущим*. При этом снизилось количество студентов с красным дипломом, но повысилась доходимость до конца обучения*.

Доля студентов, получивших красный диплом, составила 17%. В 2023 году этот показатель был выше, и достиг 25%. При этом доля отличников на разных программах сильно варьируется. Наибольший процент выпускников с красным дипломом (55%) на совместной онлайн-магистратуре «Инженерия машинного обучения» УрФУ и Skillfactory.

Менее трети студентов от общего числа поступивших не смогли освоить выбранную образовательную программу. По сравнению с предыдущим годом этот показатель немного улучшился — в 2023 он составлял 28%. Часть студентов взяли академический отпуск и уже продолжают учиться с новым потоком.

Наиболее высокая доходимость до конца обучения — на программах Нетологии. Она достигает 70%. Доля выбывших студентов составила 19%, остальные продолжают обучение с новыми потоками.

Сложности с получением высоких оценок и успешным прохождением обучения зачастую связаны с тем, что, как и на традиционных программах, не все студенты оказываются готовы к определенному уровню нагрузки и погружению в предметную область. Особенно с учётом того, что большинство студентов онлайн-программ совмещают учёбу с работой. Так, студенты программы по наукам о данных рассказывают, что ожидали более легкого пути в обучении: им пришлось вспомнить огромное количество математики, а магистратура занимает больше времени, чем они предполагали.

В целом члены экзаменационных комиссий высоко оценили уровень подготовки студентов. Отдельно отмечают разнообразие тем дипломных работ и их практическую значимость.
Статистику за 2023 год можно посмотреть в первом номере Дайджеста через кнопку Архив номеров
Данные участников Содружества без учёта программ, самостоятельно реализуемых НИУ ВШЭ
В ИТМО в этом году выпустил первых магистров на совместной программе с Нетологией «Продуктовый дизайн». Представители университета рассказали, что на защите студенты демонстрировали глубокое понимание предмета, творческий подход к решению задач и представили проекты, полностью готовые к реализации.

  • Защита проходила в гибридном формате: большинство студентов представили свои работы онлайн, пятеро присутствовали очно.
  • Комиссию составили 17 экспертов — лидеры индустрии и представители академического сообщества.
  • Студенты подготовили проекты разных тематик: от мобильных приложений по уходу за питомцами и изучения региональных диалектов до разработки интерфейсов для спутниковых сервисов.
  • Помимо профессиональных навыков, выпускники продемонстрировали развитые soft skills: умение представлять результат, оформлять презентации и портфолио, эффективно и убедительно аргументировать свои решения.
Soft skills становятся всё более важными навыками в современном образовании. Преподаватели признают, что гибкие навыки помогают, как при защите дипломных работ, так и в дальнейшей профессиональной деятельности, где специалистам требуется быстро осваивать новые инструменты и подходы.

Умение адаптироваться и применять полученные знания — ключевой навык, который развивают на всех онлайн-программах.

Так, в магистратуре «Инженерия машинного обучения» УрФУ и Skillfactory студенты использовали свои знания и наработки для создания практических решений. Их выпускные работы были посвящены таким темам, как «Нивелирование влияния новостных шоков на курс акций компаний сферы информационной безопасности» и «Цветовой анализ результатов медицинских экспресс-тестов по их изображению» — исследования, которые могут быть использованы при разработках прикладных инструментов в финансовой и медицинской сферах.

Студенты Skillfactory и МФТИ, в свою очередь, активно участвовали в стартап-проекте, разрабатывая и защищая собственные бизнес-идеи. Этот формат помог не только протестировать идеи в реальных условиях, но и подготовить студентов к успешному трудоустройству.